«Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением» (Пс. 83:6)

Этот стих учит нас тому, что утешение, полученное одним верующим, часто может оказаться полезным для другого; подобно колодцу, который служит всем, кто идет вслед за открывшим его. Иногда мы читаем какую-нибудь книгу, полную утешения, подобную палке Ионафана, капающей медом. «Несомненно, — думаем мы при этом, — здесь уже был до нас брат наш и вырыл этот колодец не только для себя, но и для нас». Многие книги, такие как «Ночь плача», «Полночная гармония», «Вечный день», «Удар судьбы», «Утешение скорбящим» были колодцами, вырытыми странниками для себя, но оказались столь же полезными и для других.  Особенно мы замечаем это в псалмах, подобных тому, который начинается словами: «Что унываешь ты, душа моя?» Путешественникам отрадно видеть человеческий след на пустынном берегу, и нам приятно, проходя долиной плача, смотреть на указующие знаки, оставленные другими странниками.

Странники выкапывают колодец, но, как ни странно, он наполняется сверху, а не снизу. Мы используем естественные средства, но благословения проистекают не от средств. Мы роем колодец, но его наполняет дождем небо. «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа». Средства связаны с целью, но не они производят ее. Посмотрите: здесь дождь наполняет водоемы, так что колодцы становятся полезными, превращаясь во вместилища для воды; труд не пропал даром, но все же он не заменяет собой божественную помощь.

Благодать вполне можно сравнить с дождем по чистоте, по освежающему и оживляющему воздействию, по тому, что она исходит только свыше, и по абсолютной суверенности, которая дарует или удерживает ее. Пусть же и на читателей наших изольются дожди благословений, и пусть колодцы, вырытые ими, наполнятся водой! О, что есть средства и обряды без улыбки небес? Они — как облака без дождя и водоемы без воды. О Бог любви, открой окна небесные и излей на нас благословение!